Содержательные теории мотивации

· Прагматические модели мотивации через потребности. Потребность — недостаток или нужда в чем-либо. Эта нужда мотивирует определенное поведение человека: человек действует, чтобы достичь цели, получает вознаграждение, а затем оценивает удовлетворенность, полученную от вознаграждения. Получается замкнутая система поведения, в которой человек методом «проб и ошибок» или «научения» отбирает наиболее рациональные методы удовлетворения потребностей. Если менеджер учитывает подобные особенности поведения человека в работе, то он поощряет желательное поведение и наказывает за ненадлежащее поведение.

· Иерархия потребностей. Американский социолог А. Маслоу считал, что потребности имеют иерархический характер. Они удовлетворяются по очереди (иерархии) по мере движения от «низших» потребностей к более «высоким» (от основания «пирамиды потребностей» к ее вершине) (рис. 4.1).

·

· На формирование потребностей человека влияет множество факторов. Среди них — пол, возраст, профессия. Важно семейное положение. Особое значение имеют экономическая ситуация, политическая ситуация, уровень образования, воспитание, социальная принадлежность.

· Все известные и применяемые методы стимулирования производительного и качественного труда можно сгруппировать следующим образом.

· Экономические стимулы всех типов (заработная плата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, кредиты и т. п.).

· Целевое управление стимулированием, предусматривающее для личности или группы установление целей, способствующих решению определенной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т. п.) и установление уровней зарплаты и/или других форм поощрения в зависимости от приоритетности решаемых задач.

· Обогащение содержания труда на основе применения неэкономических методов стимулирования заключается в предоставлении людям более содержательной, перспективной работы, а также значительной самостоятельности в определении режима труда и использования ресурсов. Тем самым оказывается влияние на социальный статус работников, но не упускается и материальная сторона (вознаграждение за результаты труда).

· Развитие модели иерархии потребностей. Д. Мак-Клелланд предположил, что у человека есть еще иные, очень важные потребности, которые движут им в жизни. Поэтому к «пирамиде А. Маслоу» он добавил еще потребности власти, успеха и причастности.

· Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Недостаточность иерархии потребностей и развитой иерархии потребностей ставила новые вопросы по источникам и стимулам мотивации. Ф. Герц-берг выдвинул и пытался обосновать гипотезу (используя многочисленные примеры), что, например, заработная плата не является мотивирующим фактором: это начальное условие, согласно которому люди вообще ходят на работу. Ф. Герцберг ввел в оборот теории мотивации два вида факторов: гигиенические факторы и мотиваторы {табл. 4.1).



·

· Гигиенические факторы — это параметры окружающей деловой среды, куда входит и достойный уровень заработной платы. Если работодатель считает начальные условия материальной мотивации работника оптимальными, то работник может иметь собственную точку зрения. Человека дополнительно мотивирует работать лучше успех (групповой, личный), продвижение по службе, творческий и деловой рост.

2)Процесс коммуникаций

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми.

Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента.

1. Отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

2. Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов.

3. Канал, средство передачи информации.

4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы таковы:

ü Зарождение идеи.

ü Кодирование и выбор канала.

ü Передача.

ü Декодирование.

Зарождение идеи

Обмен информацией начинается с формирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена.



Кодирование и выбор канала.

Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, используя для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.

Отправитель также должен выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции.

Если канал не пригоден для физического воплощения символов, передача невозможна.

Передача

На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которые многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. В то же время, как мы видели, передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.

Декодирование

После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его.

Декодирование – это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея.

Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информации на этом должен завершиться.

Билет 30


7966007989263332.html
7966037717929696.html
    PR.RU™