Экологические обязанности граждан

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Пользуясь экологическими правами, каждый гражданин должен выполнять и определенные ответные обязанности в сфере экологических интересов общества и государства. Он должен быть готов к активному личному участию в осуществляемых природоохранных мероприятиях, выполнять обязанности не только по охране и рациональному использованию природных ресурсов, но и по предупреждению экологических правонарушений, а также выполнять иные обязанности, предусмотренные экологическим законодательством.
«Каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду бережно относиться к природным богатствам» (Конституция РФ, ст. 58).
В соответствии с Конституцией, а также законами «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» и рядом других законодательных актов, граждане, в частности, обязаны:
— личным трудом оберегать и приумножать природные богатства;
— соблюдать установленные нормативы качества окружающей среды;
— сохранять природный ландшафт;
— не допускать уничтожения или порчи деревьев и кустарников, засорения лесов, уничтожения или разорения мест обитания животных, птиц, рыб, насекомых и иных живых организмов;
— соблюдать стандарты, регламентирующие условия охраны атмосферного воздуха, земель, поверхностных и подземных вод, лесов, недр;
— соблюдать правила пожарной безопасности в лесах;
— выполнять соответствующие экологические предписания
постановления государственных природоохранных органов и х должностных лиц;
— платить установленные налоги и сборы, предусмотренные для финансирования природоохранных и природовосстановительных мероприятий;
— иметь необходимую экологическую подготовку (для должностных лиц, связанных с деятельностью, оказывающей влияние на окружающую среду и здоровье человека);
— содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения и повышению экологической культуры населения.

9. Содержание права собственности на природные объекты и природные ресурсы.

Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В статье 209 ГК РФ воспроизведено положение ст. 36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются, наконец, природоресурсным законодательством РФ.



Таким образом, Конституция РФ и ГК РФ определяют общее содержание и формы собственности на природные ресурсы, в законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Именно это дает основание утверждать, что отношения собственности на природные ресурсы образуют предмет права окружающей среды.

Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства (его предпосылками и результатами), ведущегося на базе использования собственником принадлежащего ему имущества

Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с той же ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Наряду с тем, что в п. 3 ст. 209 ГК РФ воспроизведено приведенное положение ст. 36 Конституции, Гражданский кодекс предусматривает и иные основания ограничения гражданских прав, в том числе прав собственности. Так, согласно ст. 1 гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Анализ положений данной статьи, касающихся, в частности, защиты основ конституционного строя и здоровья, позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные в этой статье ограничения могут быть введены федеральным законом по экологическим соображениям.

10. Понятие и виды права природопользования. Субъекты и объекты права природопользования.

Природопользование – это деятельность, которая связана с извлечением полезных свойств природной среды с целью удовлетворения различных интересов общества.

Право природопользования – институт, определяющий порядок использования природных ресурсов, а также правомочия природопользователей и их ответственность. Формирование данной системы основано на источниках различного уровня.

Статьи 9, 36, 41, 42, 58, 72 Конституции РФ определяют исходные положения природопользования. В соответствии с Конституцией РФ пользование землей и другими природными ресурсами осуществляется при условии непричинения ущерба окружающей среде. Конституция РФ разделяет полномочия Федерации и ее субъектов в плане регулирования природопользования. При этом в ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

В зависимости от основания возникновения:
1.1. Естественное природопользование - оно не требует какого-либо специального разделения. Осуществляется оно людьми в силу принадлежащих им естественных условий существования - пользование атмосферным воздухом, водой для питья, других
1.2. Общее природопользование осуществляется гражданами безвозмездно без специального разрешения и закрепления природных ресурсов за ними (лесом в культурно-оздоровительных целях, сбор грибов, ягод, меда, орехов и т.д.). Право на такое пользование природными объекта ми возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. Но в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами
1.3. Специальное природопользование - осуществление природопользования в процессе экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за плату, на основании решений государственных органов, специального разрешения (лицензии), договора аренды, концессионного договора и на иных основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь и (или) при помощи специальных сооружений (устройств)
2. В зависимости от срока:
2.1. Бессрочное природопользование (предоставление земельного участка в пожизненное наследуемое землевладение, в собственность)
2.2. Срочное природопользование – предоставление природного объекта на определённый срок (в аренду до 99 лет землю; для добычи полезных ископаемых до 20 лет и т.д.).
3. В зависимости от вида объекта права природопользования:
право землепользования, право недропользования, право водопользования, право пользования атмосферным воздухом, право лесопользования, право пользования растительным миром вне лесов, право пользования животным миром.
4. По целевому назначению использования отдельного природного объекта:
4.1. В земельном законодательстве по категориям земель (7 категорий) - земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, лесного, водного фонда и т.д.
4.2. В законодательстве о недрах - разведка и добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение и т.д.
4.3. Виды лесных пользований – заготовка древесины, живицы, побочное лесопользование и т.д.
4.4. Виды пользования животным миром – охота, рыболовство, получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (мёд, воск) и т.д.

Под субъектами права природопользования понимаются:
1. потенциальные, возможные природопользователи, круг которых четко очерчивается в законе (юридические и физические лица независимо от форм собственности, в том числе и иностранные, а также иностранные государства и международные организации);
2. реальные пользователи природными объектами.
В соответствии с видами права природопользования выделяются следующие виды субъектов права природопользования: землевладельцы и землепользователи, недропользователи, лесопользователи, водопользователи, пользователи животным миром, пользователи атмосферным воздухом.
Объект права природопользования - это земля, недра, воды и другие природные ресурсы, которые могут находиться в пользовании. Но объектом права природопользования является конкретно определенный земельный, водный и другой участок, предоставленный в пользование конкретно определенному субъекту, за исключением общего природопользования.

11. Государственное экологическое управление: понятие, функции, порядок осуществления

Экологическое управление - урегулированная нормами права деятельность специально уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также деятельность юридических лиц и граждан, направленная на создание конкретных правоотношений в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования, соблюдения экологических прав и исполнения экологических обязанностей.

В зависимости от субъекта экологического управления можно выделить его различные виды:

· органы государственной власти и их должностные лица - государственное экологическое управление;

· органы местного самоуправления и их должностные лица - муниципальное экологическое управление;

· юридические лица, индивидуальные предпринимателя - производственное экологическое управление;

· граждане, общественные объединения - общегражданское экологическое управление.


7965478974282790.html
7965538764658680.html
    PR.RU™