Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

Блинова Л.Н.

Б 69Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. -М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.-136 с.

Х

Рассмотрена психолого-педагогическая характеристика детей с задерж­кой психического развития; особенности их мышления, памяти и внимания, поведения, речи, моторики, а также учебная мотивация, эмоциональная сфе­ра. Дан комплекс приложений, содержащих ценный практический материал прикладного характера.

Для студентов педагогических вузов, педагогов общеобразовательных школ, специалистов, связанных с коррекционно-развивающим обучением детей.

УДК 376 (07) ББК 74.3


I8ВN 5-93196-066-Х


© Л.Н. Блинова, 2001

© ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС», 2001


Предисловие

Детская популяция в настоящее время состоит из трех больших групп: нормально развивающиеся дети; одаренные дети; дети с нарушениями в развитии различной степени, в том числе дети-инвалиды.

Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим дан­ным ряда стран составляет от 4,5 до 11 % в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год воз­растает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагопри­ятные экологические ситуации, профессиональные вредности у ро­дителей до рождения ребенка, курение матери во время беременнос­ти, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психо­логический микроклимат в семье и в школе.

По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8 % детей с на­следственной патологией, 8-10 % имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5 % составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития.

По данным МО РФ, 85 % детей - воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологи­ческого или коррекционно-педагогического характера. Около 25 % детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи.

Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Для них нужны специ­альные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных школах, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития («Инструк­ция по приему детей в специальные школы-интернаты, школы с продленным днем для детей с задержкой психического развития» // Приказ Министерства просвещения СССР от 03.07.81 № 103.) Коррекционная направленность учебно-воспитательной работы вы­ражена в структуре школы (наличие подготовительного класса, щадящий режим, увеличение сроков обучения), в учебном плане (увеличение времени на изучение наиболее сложных разделов программы, на труд, на занятие по развитию речи), в содержании обучения (изучение основ наук сочетается с практической подго­товкой учащихся к усвоению трудных разделов программы). Кор­рекционная направленность обеспечивается также системой и ме­тодами изучения учебного материала, учитывающими особенно­сти развития детей.



Модификация общеобразовательных программ и специализиро­ванные методы обучения позволяют большинству этих детей в течение

четырех лет обучения в начальной школе догнать своих свер­стников и перейти в общеобразовательную школу; дети с более выраженной задержкой продолжают обучение в такой школе и по­лучают образование в объеме 8 классов общеобразовательной

ШКОЛЫ.

В последние годы создаются различные классы, ориентирован­ные на работу с детьми по их психическому развитию - в них осу­ществляются коррекция, психологическая поддержка, психореаби­литация.

Так, в 1988 г. в школах были созданы классы выравнивания для устранения недостатков психического развития учащихся начальных классов, ликвидации пробелов в знаниях, развития сфер психической деятельности, моторики, пространственной ориентации («О специ­альных классах выравнивания для детей с ЗПР» // Письмо Мини­стра образования РСФСР от 06.07.88 №10/ 13/ 66).

В 90-е годы появляются классы коррекционно-развивающего обучения. Цель их организации - создание в общеобразователь­ном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптималь­ные педагогические условия для детей с ЗПР в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностя­ми, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Система работы в классах коррекционно-развивающего обучения направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нор­мализацию и совершенствование учебной деятельности учащих­ся, повышение их работоспособности, активизацию познаватель­ной деятельности [50].



Главная роль в процессе воспитания и обучения детей принадле­жит учителю. Деятельность учителя может быть успешной только в том случае, если он способен понимать внутренний мир другого человека, отождествлять себя с учеником, эмоционально сопережи­вать ему, владея системой знаний об этиологии, о механизмах и пу­тях коррекции нарушений при отклонениях интеллектуального разви­тия, а также методами психолого-педагогической коррекции в учеб­но-воспитательном процессе.

Решением УМО вузов РФ по педагогическому образованию дан­ное издание рекомендовано в качестве учебного пособия для сту­дентов педагогических вузов по специальностям: 031500 -тифлопе­дагогика; 031600 - сурдопедагогика; 031700 - олигофренопедагоги­ка; 031800 - логопедия; 031900 - специальная психология; 032000 -специальная дошкольная педагогика и психология.


Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспиту­емое™ учащихся является особое по сравнению с нормой состоя­ние психического развития личности, которое в дефектологии полу­чило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребенок имеет ЗПР.

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: раз­витие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоциональ­но-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможнос­тей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требо­ваниями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ог­раничения впервые отчетливо проявляются и замечаются взрослы­ми, когда ребенок приходите школу.

У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая моти­вация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредото­чиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, класси­фицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специ­альной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неус­певающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой спо­собностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваи­вает письменную речь.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются от­клонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражите­лен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, затор­можен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со сторо­ны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.

Учитель в работе с такими детьми должен не только видеть ука­чанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные воз­можности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи (дополни­тельном объяснении) они правильно понимают учебную информа­цию, адекватно используют предлагаемую помощь. Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллек­туальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют бла­гоприятный прогноз развития.

В результате многолетних клинико-психолого-педагогических ис­следований были определены сущность и структура данного дефек­та, его симптоматика, этиология. Состояние ЗПР дифференцирует­ся и по степени, и по характеру отклонений.

Клинические и психологические исследования, проведенные Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре генезисных типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-орга­нического происхождения.


7965274885183000.html
7965416519977408.html
    PR.RU™